IV "Битвы и перемирия"

Около месяца, длинного, мучительного и выматывающего продолжалась облога Замостья*. Все три так хорошо подготовленных, казалось, идеально продуманных штурмов дали трещину и только ещё больше истощили и Украину, и Сечь, и Крымское ханство. Среди войска уже ширилась безнадёга, отчаяние молодых и упрямое безразличие бывалых вояк. Дух подрывали и снедающие изнутри болезни, голод, да простая усталость. К тому , {censored} зима…
Ольга вздохнула, судорожно втягивая воздух, ощущая странную тяжесть в легких и нарастающее головокружение. Тонкая серебряная корочка изморози притрусила впавшую в сон до весны траву, придавая ей особый ноябрьский шарм. Клубы пара небольшими облачками вырывались изо рта, устремляясь сквозь морозный воздух, полнящийся недугами, к унылому серому небу, растворяясь в таких же поседевших макушках туч.
Девушка смяла лист, что был у неё в руках, и выбросила его, для верности втоптав в землю подошвой сапога. Такие вести нужно забывать быстро, не погружаясь в них с головой и потом не вспоминая.
Ремёзина облизала побелевшие на ветре губы и скривилась. В потрескавшиеся уста въедалась та же горечь, что захлестнула разум. Осень, уходя вслед за летом, забрала с собой победы сорок восьмого, насмешливо толкая Украину или Гетманщину, как кому угодно, в пустой сорок девятый, который пока что ничего хорошего не сулил. Ноябрь, окутав землю сырым и густым туманом, вдохнул леденящую внутренности подлую чуму в грудь Максима Кривоноса – одного из героев многих битв. Обложенный город не хотел сдаваться, а Хмельницкий не собирался отступать. Замостье – очень важное место на пути к Варшаве и гетман всеми силами пытался удержать ускользающую тропинку к польской столице. Напрасно…
— Пани, там послы от ляхов приехали. Хмельницкий вас просит, — подкрутив усы, произнёс казак, прерывая безмолвное оглядывание табора девушкой. Кивнув в знак благодарности, Ольга нарочито медленно зашагала к шатру главнокомандующего, поддевая носками обуви встречающиеся камешки и грозно хмуря светлые брови. Послы?
— Ян Казимир, милостью Божьей король Польши, великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Самогитский, Ливонский, Смоленский, Северский, Черниговский, а также наследный король Шведов, Готов, Вендов*, милостиво предлагает самопровозглашенному гетману Богдану Хмельницкому дать соглашение на заключение перемирия, — громко, медленно, чётко выделяя каждое слово, зачитывал посол, изредка поглядывая на казака, желая видеть его реакцию. Но тот оставался бесстрастен.
— Это какова же наглость! – вспыхнула пунцовым Вишневецкая и по-обыкновению потянулась уже к сабле, зловеще сверкая глазами, но была остановлена одним лишь движением руки гетмана, что приказал ей не вмешиваться. Сечь рассвирепела ещё больше, тяжело задышала, плохо скрывая неудержимую агрессию, но ничего не сделала и обратно отступила за кресло, на котором восседал её властитель.
— Такие вопросы не решаются единолично, даже самопровозглашенными гетманами, — насмешливо улыбнулся мужчина, но на его лице уже залегли морщины, оставленные не щадящей никого усталостью, — принимать или не принимать это предложение – не моя забота. Обсуждать его будет Старшинская* и Общая военная рада*.
Эти слова были первым, что услышала Ольга, войдя в шатер. Выслушав сказанное Хмельницким, посланец поклонился ему, только что вошедшей казачке и уже спустя несколько минут послышался удаляющийся топот его лошади, а вот Богдан так и остался сидеть, задумчиво глядя в пол.
— И что за предложение? – наконец решилась подать голос украинка, обращаясь к Сечи, не желая отвлекать мужчину от его мыслей.
Богдана нервно передёрнула плечами и несдержанно выпалила:
— Да унизительное предложение!
— Они хотят заключить мир. И если рады это решение примут, я препятствовать не буду. Войско истощено, при первой же битве мы проиграем. Пора отступать на Украину, — сиплым, но уверенным голосом произнёс гетман, равнодушно подняв глаза на Ольгу, молчаливо спрашивая и её мнение. Выдавив из себя измученную улыбку, девушка кивнула.
— И правильно. Отдохнуть надо.


Академия наёмных убийц
В этом мире, тайные войны и заговоры приобрели особо важное значение. У каждого влиятельного человека есть свои связи с…


Варианты ответов:

Далее ››